В твоей жизни есть только то, что для тебя является важным!
Концептуальное обоснование:
Впервые о системе оценки упомянула Аугустинавичюте в работе «Теории признаков Рейнина»:
читать дальше
«В константных оценочных полутактах есть определенное постоянство. По ним человек старается получить высокую оценку за собственные качества или собственную активность. Именно по ним он оценивает и других. Например, БЭ. Их неизменно интересуют;Альфа I оценивает других по их ЧИ, БС, ДЛ, способности и физические потенциальные силы других людей, связывающие их чувства симпатии, самочувствия людей в данном пространстве и их работа. По ментальному кольцу разбираются лучше и потому оценивают других, по витальному кольцу сами ожидают оценки. Но всегда стараются во всем этом разобраться и иметь собственное мнение. Если не для других, то хотя бы для себя. Все это — нечто постоянное, константа — и и ЧЭ у них;в себе, и в людях, и в окружении. А вот п/т БИ, ЧС, БЛ ситуативные, определяемые лишь ситуацией. С их точки зрения человека нельзя оценивать ни по проявляемой им воле или по внешности, ни по эмоциям и переживаниям или громкости голоса, ни по занимаемому в системе месту, ни по времяпрепровождению. Все ситуативные п/т как бы резиноподобные. За то же время эти люди могут успеть и очень много и очень мало. То они элегантны, то нет. То демонстрируют пример того, как брать в руки себя и других, то становятся примером послушности и уступчивости или несобранности. То у них много знакомых, то — никого. То говорят громко, то — нет. Оценочные полутакты — что-то наподобие образа жизни или даже образа повседневной жизни диады. Того, что, например, ни в коем случае не ожидает благодарностей, а лишь оценочного признания. Благодарности нужны за проявление внимания и благожелательности ситуативных п/т, потому что требуют поощрения. А образ жизни поощрения не требует».
Из работ Аугустинавичюте известно, что к вербальным блокам модели А относятся Эго и СуперИД, а к контактным - СуперЭго и ИД. В данном случае нас интересует вербальный блок. В первой и третьей - демократических квадрах - во всех блоках модели А логика связана с интуицией, а этика с сенсорикой. Во второй и четвертой квадрах этика связана с интуицией, а логика с сенсорикой. Из этого следует, что в демократических квадрах оценки носят конкретный характер (сенсорика + этика), а в демократических – абстрактный (интуиция + этика), при этом сравнения в демократических квадрах - величина переменная (интуиция + логика), а в аристократических постоянная (сенсорика + логика).
Т.е., оценки демократических этиков связаны со «здесь и сейчас» (временная рамка вытеснена), а у аристократических этиков оценки связаны с временной рамкой (пространственная рамка вытеснена), при этом сравнение у демократов носит относительный характер (за счет связки интуиции и логики), а у аристократов - абсолютный (сенсорика + логика).
Из этого следует, что аристократ живет в абсолютной системе координат, а демократ в относительной.
Безусловно, я не хочу придавать психологическим терминам историческую окраску. Я хочу лишь образно продемонстрировать на исторических фактах разницу в поведении аристократов и демократов.
Из словаря:
Аристократия (от греч. aristokratíа, буквально — власть лучших, знатнейших) – это 1) форма правления, при которой государственная власть находится у привилегированного знатного меньшинства, 2) знать, привилегированная часть какого-либо класса, пользующаяся особыми правами и преимуществами (например, лица из древних дворянских семей, состоящих в родстве с королевскими, герцогскими родами).
Демократия (греч. dеmokratía, буквально — народовластие, от dеmos — народ и krátos — власть), форма политической организации общества, основанная на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.
Свобода и несвобода
Главным в поведении аристократа была предопределенность его социального положения: он был рабом долга и чести, исключительные права возлагали на него высокие обязательства. Демократ был более свободен в выборе жизненных решений, мог сравнивать и выбирать желательное и нежелательное лично для него самого.
Аристократы – рабы чести, имевшей статус своего рода «божества». Аристократы делали только то, чего требовали соображения чести. Они не выбирали, что им делать. Они служили своему долгу. У аристократов были дуэли - соображения чести ставились даже выше ценности самой жизни. Для демократов честь не играла такой роли.
Аристократ с самого начала знал свое место. И место/честь/достоинство для аристократа были самыми важными. Примерно так говорила о себе сама аристократия: "Мы с рождения знаем, что должны делать, и делаем это. Зачем мучиться, если лучше заранее знать, куда идешь? Зачем выбирать, стоя на перепутье? Зачем беспокоиться о чем-то, что несущественно? Зачем брать в дом умирающее животное и заботиться о нем?"
Аристократу незачем было сравнивать себя с другими с точки зрения личностных качеств и возможностей. Сравнение уже было сделано изначально благодаря его общественному статусу. Он знал, кто он, что он собой представляет, и примерно понимал, как сложится его судьба.
Аристократ служил долгу своего рода. Он не мог выбирать между желательным и нежелательным. За аристократа делало выбор его общественное положение. Аристократ мог заключать брак только с тем человеком, чье положение соответствовало его положению. Аристократу запрещено было сравнивать себя с человеком не из своего круга и делать выбор в пользу человека не из своего круга.
Между тем демократия как форма народовластия в рамках удобной, специально созданной для этого государственной системы - республики создавала возможность свободного выбора.
Демократ имел право на свободу слова. На свободу выбора. Демократ не был связан границами своего положения.
Отношение к себе и окружающим
Об аристократах говорили как о напыщенных, надменных, высокомерных выходцах из знатных семей, которые заботились только о себе и свысока смотрели на окружающих.
Демократы большее внимание обращали на объективность в оценках, а аристократы – на свое положение. В частности, демократам не возбранялось в поисках эмпатии рассказывать посторонним людям о своих бедах. Они не осуждали людей, которые могли в негативном свете рассказывать о своей семье и группе с целью вызвать сочувствие и сострадание к их положению. С точки зрения аристократа, подобное поведение неприемлемо. Аристократы полагали, что от демонстрации слабых мест своей семьи и группы их личность смотрится не в самом выгодном свете.
Это не значит, что аристократы вообще никому не рассказывали о своих неприятностях. Естественно, при ограблении они обращались в полицию, а при вызове психиатра кому-либо из сумасшедших родственников рассказывали о семейных проблемах. Но они не делали этого ради эмпатии, ибо справедливость оценок посторонних людей их мало волновала.
Демократы считали, что право на уважение имеют все люди (все, независимо от сословных преимуществ, равны перед Богом (богами), а вежливость - суть проявление этого уважения.
Аристократы думали иначе. Они полагали, что уважение нужно заслужить, а тех, кто его не заслуживает, стоит презирать.
Внешность и поведение
Исторически многое складывалось традиционно: аристократы могли дать своим детям лучшее воспитание и образование, простолюдины - нет. При этом, в демократических государствах простолюдины при наличии денег получали не худшее образование, чем аристократы и сосуществовали с ними (членами старинных аристократических семей) бок о бок почти на равных. В раннем средневековье (в до университетские времен) по степени образованности можно было отличить простолюдина от аристократа. Да и то не везде: Анна Ярославовна в письмах к своему батюшке жаловалась на подавляющую неграмотность французских вельмож. Писари - простолюдины были образованней, чем господа.
Фактически же, и те, и другие требовали, чтобы во внешности не было вульгарности, но демократы были все же снисходительней. Так, демократия толерантна к неумению вести себя за столом - скажем, если кто-то отставляет локоть во время еды.
В аристократической среде подобное поведение встречалось с презрением: снисходительности не было. Соответственно, внимание специально уделялось тому, чтобы привить детям хорошие манеры. В частности, чтобы дети не отставляли локоть в сторону во время еды, их заставляли под мышкой держать книги. В 19-ом веке аристократки не использовали макияжа. Могли припудрить прыщик или ссадину – но так, чтобы это не было заметно. А декоративную косметику не использовали даже в том случае, когда она была к лицу – ибо лицо переставало быть «настоящим». Позиция аристократки: вы должны принимать мое лицо таким, какое оно есть, и я не буду приукрашивать его ради вашего удовольствия – вы этого не заслуживаете. Румяна и губная помада были привилегией купечества. А демократы относятся к косметике довольно снисходительно
Аристократия: абсолютная система координат
Аристократ, образно говоря, живет в абсолютной системе координат. Абсолютная система координат имеет фиксированную начальную точку, и от нее ведется отсчет положения всех точек, линий и фигур "по вертикали". Любой объект имеет здесь определенное место. При изменении и перемещении объекта его координаты меняются, но способ определения места остается тем же – относительно начальной точки.
Условно: есть я – и есть все остальные. И каждый человек в моей системе координат занимает определенное место, играет определенную роль, выполняет определенные функции.
Если он мой друг\враг\приятель, то он должен\обязан вести себя в соответствии со свой ролью. Если он не делает того, что должен делать человек, находящийся в такой роли, то это начинает раздражать. Хочется либо поставить его на место, либо вообще вычеркнуть его из списка.
Аристократ не обменивается мнениями, не сопоставляет, он определяет принадлежность к какому-либо классу или группе признаков и ставит на место.
Как это проявляется в жизни: я знаю свое место в этом мире, потому что это место всегда со мной. И я стою на этом месте. И попытки сдвинуть меня с него с помощью различных замеров со стороны вызывают искренне недоумение. И что это они такое делают? И других ставлю на их место автоматически. И как следствие – табель о рангах, субординация, сортировка окружения на своих и чужих, самоуважение и уважение к другим. Внутренний цензор – что можно произнести вслух, а о чем лучше промолчать. Точка опоры дает личности некий стержень, который проявляется в жизни как чувство собственного достоинства. И иногда расценивается окружающими как упрямство и жесткость позиции.
Демократия: относительная система координат
Демократ, образно говоря, живет в относительной системе координат.
В относительной системе координат нет одной фиксированной точки, от которой ведется отсчет. Положение любого объекта определяется относительно какого-нибудь другого объекта. Все находится в движении, хаотическом и непрерывном, напоминающем броуновское движение молекул.
ДЕМОКРАТИЯ - более динамичный признак - больше степеней личных свобод.
АРИСТОКРАТИЯ - более статичный. За счёт статичности этого признака образуются вертикальные связи в социальной системе, устойчивая власть, передающаяся по наследству.
И поэтому в каждый момент времени элементы такой системы меняют свое место. Все относительно чего-то. И посему как узнать координаты какой-либо точки в данный момент? Измерить.
Я не знаю, где я нахожусь сейчас, кто я для себя и других. А знать хочется, да и надо, иначе как взаимодействовать с миром? Определяю свое местоположение относительно окружающего меня пространства (пространство – метафора всего и всех, кто меня окружает). И так постоянно, в каждый момент времени, ибо движение непрерывно и хаотично.
Аристократу по воспитанию запрещалось сравнивать, потому что за этими сравнениями просматривалась зависть. А зависть неприлична и недостойна аристократа. Зависть - удел плебеев.
Аристократ должен был четко знать, какой поступок можно считать благородным, а какой нет. Его поведение, его манеры, его образ жизни были строго предопределены и регламентированы его социальным положением.
В речи аристократа преобладали абсолютные, превосходные степени сравнений (в признак АРИСТОКРАТИЗМА это тоже перешло), а в речи демократов было сравнение само по себе (что также отражается в речи ДЕМОКРАТОВ).
Формы сравнительных степеней: превосходная (абсолютная), относительная
В жизни человека сравнение играет огромную роль. Оно является важнейшим приемом мышления. Всё познается в сравнении: не зная плохого, нельзя оценить хорошее; не узнаешь трудного без легкого, скорого – без медленного; белого – без черного.
Сравнивать можно всё: людей, животных, характеры, лица, предметы, дома, города явления природы и др. Предметы можно сравнивать по разным качествам: по вкусу, цвету, размеру, температуре, возрасту и т.д.
Превосходная степень сравнения
В речи аристократов преобладают превосходные степени: "мы самые лучшие, наилучшие, лучше всех".
Наилучший - это не лучше кого-то конкретно, это лучше вообще всех. Превосходная степень указывает, что какой-то признак проявляется в данном предмете в наибольшей степени по сравнению (или без сравнения) с тем же признаком в других однородных предметах.
Как правило, в речи аристократов вообще отсутствуют сравнительные степени, но зато имеются превосходные, которые направлены не на сравнения одного с другим, а на указания на превосходную (абсолютную) степень одного объекта или субъекта.
Значение предельной степени качества указывает на то, что признак присущ предмету в предельной, абсолютной, безотносительной степени.
Из учебника грамматики:
Простая превосходная степень образуется при помощи суффиксов -ейш и -айш (глупейший, чистейший, глубочайший, редчайший, ближайший).
Сложная превосходная степень образуется: из исходной формы прилагательного и слов «самый», «наиболее», «наименее» (самый добрый, наиболее выгодный); из простой сравнительной степени прилагательного и слов «всего» и «всех» (лучше всего, красивее всех).
Формы степеней сравнения могут образовываться только от качественных прилагательных, то есть таких, которые обозначают качество, а не материал или принадлежность (как деревянный, железный, военный, учебный и т.д.).
Превосходная степень употребляется в предложении как часть сказуемого (Гималаи – высочайшие горы в мире) и как определение (Мы летели над высочайшими горами в мире).
Ещё раз хочу подчеркнуть, что речь идет не столько о сравнении, сколько о констатации факта. Во фразе "Гималаи – высочайшие горы в мире" семантического сравнения нет! Это буквальная констатация факта. Фактически, самые высокие горы в мире – это Гималаи.
Очень важно, слыша в речи сравнительную форму прилагательных, отличать констатацию факта от сравнения. Безусловно, для того, чтобы констатировать факты, нужно знать эти факты. Если человек не знает, какие горы считаются самыми высокими, он не может вам сказать о том, что это Гималаи.
Поэтому если аристократ говорит: "У меня в деревне – самая высокая гора в мире!" – и мы задаем ему вопрос, почему он пришел к этому выводу, аристократ ответит: "Потому что ничего более высокого я нигде не видел!", т.е., он будет констатировать факт.
Аристократ не любит доказывать. Аристократ любит констатировать факты.
Аристократ не любит спорить. Аристократ любит отдавать приказы.
В речи аристократа преобладают завершенные формы. В речи аристократа практически отсутствуют сравнения.
Относительная степень сравнения
В речи демократов преобладает относительная степень сравнения.
Относительная степень сравнения выражает большую или меньшую степень качества в данном предмете по сравнению с другим предметом (моя собака красивее твоей собаки). Иногда сравнение идет относительно одного и того же предмета (возрастание или убывание) в различные периоды его развития, т.е. в настоящий момент, по сравнению с его прошлым состоянием (дуб вырос и стал выше, чем в прошлом году).
В речи демократа сравнительная степень выражается не только в грамматическом, но и в семантическом значении. Демократ мыслит категориями сравнения. Он сознательно сравнивает и сопоставляет. И делает он это очень часто. Восприятие мира не абсолютное, а относительное.
В речи демократа фраза "Мы лучше всех" меняется на относительную «Мы стремимся быть самыми лучшими».
Разница состоит в том, что, когда демократ говорит: "Мы стремимся быть самыми лучшими " - у словосочетания «самыми лучшими» имеется четкое наполнение. Это не просто вертикаль "лучше всех", это сравнение себя с лучшими (людьми, группами и т.д.).
Во всех сравнениях речь идет о том, что одно сравнивается с другим. Не ближайший, а ближе, чем. Не богатейший, а богаче, чем. Не высочайший, а выше, чем.
Но если мы прямо зададим демократу вопрос, сравнивает ли он, он ответит, что нет, и добавит, что не констатирует факты, а только высказывает свое, сугубо личное мнение.
И он допускает, что вы можете с ним быть не согласны. У Вас может быть совершенно другое мнение на этот счет. И изначально уже предполагается, что у Вас свое мнение, поэтому вам это и говорят. Это связано с тем, что в нашей культуре (и не только в нашей) не принято в открытой форме сравнивать и выставлять себя напоказ.
Конечно, и у демократов мы можем встретить превосходную степень. Разница будет в семантическом наполнении, т.е. когда аристократ, к примеру, говорит: "Россия - самая свободная страна в мире ", - то за этим не стоит никаких сравнительных характеристик.
Если мы зададим ему вопрос: "А на каком основании вы сделали такой вывод? Какие страны вы считаете свободными, и почему Россия, на ваш взгляд, самая свободная?", то аристократ ничего вразумительного не ответит. Для него то, что она самая свободная, закрепляется его сугубо личным мнением, которое ничем не обосновано. Представитель Бета-квадры говорит, что Россия - самая свободная, потому что он так считает! Он сам определяет стране место в системе. А представитель Дельта-квадры, говоря, что Россия - самая свободная, скорее всего, будет опираться на какие-то нормы: социальные, политические, идеологические. Ни у Беты, ни у Дельты сравнительного анализа (ни этического, ни логического) не будет.
Из учебника грамматики:
Простая сравнительная степень образуется в основном с помощью суффикса -ее (длинный – длиннее, умный – умнее, белый – белее, светлый – светлее) и с помощью суффикса -ше (тонкий – тоньше, большой – больше).
Эти формы могут сочетаться с приставкой по-, которая еще смягчает степень преобладания качества (люди побогаче).
Обычно простая сравнительная степень употребляется в предложении как часть сказуемого (Брат моложе и выше сестры), но может быть и определением (Он получил комнату больше моей).
Сложная сравнительная степень образуется при помощи слов «более», «менее» (Этот ученик менее способный, чем другой. Погода в мае более приятна для прогулки, чем в декабре).
Сравнительная степень может встретиться в речи аристократа, но ее значение будет отличаться от значения в речи демократа. Когда аристократ говорит «Маша более приятная собеседница, чем Ира», то он констатирует какой-то факт. И если мы зададим дополнительный вопрос: а чем она более приятна? То в ответе будет указания на себя как на начало координат: «Мне она понравилась больше!», а сравнительное значение может вообще отсутствовать.
Если та же фраза встретится в речи демократа, она может быть продолжена: «С Машей было более приятно общаться, чем с Ирой. Видно, что Маша в отличие от Иры, разбирается в обсуждаемом предмете».
При одинаковом грамматическом строении фразы демократа и аристократа будут иметь разное семантическое наполнение. Для того чтобы это выявить, нужно просто задавать дополнительные вопросы.
Ценностные различия
Демократам свойственна постоянная оценка себя относительно других людей и ожидание этой оценки со стороны других людей. Желание посоревноваться в навыках и умениях перерастает в желание поспорить или помериться силами.
Разница состоит в том, что:
- в Альфа-квадре ценится ЧИ и БЛ, БС и ЧЭ.
- в Гамма-квадре ЧЛ и БИ, ЧС и БЭ.
Поэтому в Альфе ценятся новые возможности, а в Гамме умение видеть новые перспективы. Альфийцу важно знать, насколько это интересно, а Гаммийцу – насколько это уместно.
В Альфе приветствуется умение мыслить творчески, фантазировать, а в Гамме способность реализовать задуманное немедленно, и чрезвычайно важен конкретный результат работы. Альфа рассуждает, а Гамма действует.
В альфа-квадре ценится непохожесть на других. Альфиец хочет, чтобы другие отозвались о нем как об интересном, оригинальном и хорошем человеке. Он ждет этой оценки от окружающих.
Альфиец стремится к независимости. Поэтому хочет получить оценку того, что он хороший специалист в данной области. Альфа бежит от положений, обязанностей к свободе. Главное – быть независимым от других.
В Гамма-квадре несколько другие приоритеты. Они хотят быть выше, лучше, сильнее, богаче и т.д. Они хотят так же, как и Альфа, выделяться из толпы. Но если Альфа выделяется своим умом, то Гамма – своей деловитостью.
Гамма тоже всех оценивает. Но больше не по личностным качествам, а по положению в обществе, достигнутом собственным трудом, успехом, усилиями, собственной творческой реализацией (-ЧЛ в ценностях: человек был "никем", но своим трудом вышел в люди - достойно уважения!). Если для Альфы не имеет особого значения, какое положение занимает в обществе их собеседник, то для Гаммы – имеет, и весьма существенное. И в зависимости от того, с каким чином или званием общается Гамма, она и оценивает себя относительно места, занимаемого этим человеком.
В Альфе принято спрашивать «Какое у тебя образование?», подразумевая в вопросе не совсем корректный вопрос «А что ты знаешь?». В Альфе меряются интеллектуальными качествами.
У кого память лучше? Кто больше книжек прочитал? И тому подобное. Поскольку ценность структурной логики в Альфа-квадре никто не отменял, и она выступает "местным ревизором" доминирующей в квадре интуиции потенциальных возможностей. При всеобщем праве альфийцев на общедоступность и широкое распространение образования как жизненно важного знания альфийцы "игнорируют" наличие дипломов только в случае невозможности самим их получить (или дать образование детям), - действуют по принципу "НЕ очень-то хотелось" (играют в "лису и виноград"), потому что это, опять же, бьёт их по потенциалу: кто-то сумел получить (или дать детям) хорошее образование, а они не смогли.
В Гамме спрашивают "Чем занимаетесь?". Здесь важно знать, что и насколько хорошо человек делает. По умению, результату деятельности и оценивается. Наличие общественного признания (его успехов) или его отсутствие здесь не всегда считается критерием успешности. Поэтому всегда лучше самого человека расспросить, чем он занимается и каковы его успехи.
В гамме меряются личностными качествами. Поэтому вопрос: «Если ты такой умный, тогда почему такой бедный?» – характерен для Гамма-квадры.
Демократия в речи
Итак, для того, что бы научиться отличать аристократов от демократов, нам важно помнить о том, что демократы живут в режиме сравнения, сравнивают себя с окружающими, постоянно оценивают: лучше – хуже, больше – меньше, круче, моднее и так далее.
Калибровка в речи: в явном виде – любые сравнительные прилагательные. «Лучше или хуже, быстрее и выше, сильнее, слабее, умнее и стройнее…». Поиск отличий во всем. «Почувствуйте разницу» – сюда же. В неявном виде – рассказ о себе с обязательным вопросом (не всегда озвученным, но подразумеваемым): «а что у Вас?» Интонации при этом «измерительные», то есть оценочность присутствует в обязательном порядке. Поговорили, приценились и оценили, слегка определились.
Окружающим: желательно помнить, что все, что вы делаете и говорите, воспринимается как сравнение и оценка. Демократы жизненно нуждаются в них. Не оцените вы, они тут же оценят вас, причем не в вашу пользу. Причём, любое сравнение, сделанное в их присутствии, но не в их пользу, демократы воспринимают как личное оскорбление, как хамскую выходку и агрессивный выпад.
Как метафора: они знают себе цену, но с ней не согласны.
Ценностные различия
У Беты СУБЪЕКТИВНЫЙ, т.е., зависящий от личного понимания своего места в системе АРИСТОКРАТИЗМ, а у Дельты - ОБЪЕКТИВНЫЙ (или ОБЪЕКТИВИСТСКИЙ), но, тем не менее, зависящий от личного представления об общественной значимости его рода деятельности (+ Ч.Л. в ценностях), от осознания приносимой им пользы обществу.
У Беты чинопочитание - уважение к тому, кто выше рангом, а у Дельты снобизм - уважение к тому, кто достойней (здесь два варианта: а) достойней проявляет себя в обществе - "умеет себя преподнести"; б) достойнее проявляет себя на поприще социально значимых дел). И в том, и в другом случае личное мнение играет не последнюю роль (особенно у деклатимов (этиков - интуитов)).
Разница состоит в том, что:
- в Бета-квадре ценится: БИ и БЛ, ЧС и ЧЭ.
- в Дельта-квадре ценится: ЧЛ и ЧИ, БС и БЭ.
Бета-квадра имеет:
1) иррациональный экспансивный блок, основная цель которого – концентрация сил, средств, власти и построение прочной самодостаточной, надёжной и жизнестойкой социальной системы, беспредельно стремящейся к расширению.. Это самоотверженный и ответственный путь (несмотря на многочисленные жертвы и, естественно, негуманность), это путь войны, и этим все сказано. Но, только рассматривая всех людей в качестве «винтиков», можно собрать и заставить работать механизм. Такой подход оправдан, ведь основная масса человечества – несовершенна (понимает только силу). Именно в таких условиях Жуков максимально реализует себя. Его дуал – Есенин является этическим компенсатором в жестких условиях развития империи и реально помогает преодолеть крутые повороты судьбы (помогает не сломаться) и дуалу, и многим другим – в этом его отнюдь не легкая миссия.
2) рациональный устанавливающий блок, выполняющий функцию стабилизации иерархии. При этом Максим создает логически обоснованные правила построения общества, а Гамлет подводит под них идеологическую платформу или воодушевляет идеями, тонко играя на эмоциональных струнах, сплачивающих людей в единое целое
(миссия Гамлета в иерархической системе - создание идеологической платформы, на которую опирается власть. Духовные сверхзадачи и цели - это уже (идеологические) особенности платформы). Жизнь под девизом «Все как один» и искренняя любовь к отцу-лидеру – вот идеалы, проповедуемые ими. Кроме того, Максим организует порядок в области материального производства и распределения ресурсов, а также занимается подготовкой (обучением) профессиональных кадров.
Бета-квадра может: захватить власть, создать империю, победить в войне, преодолеть разруху, осуществить глобальные суперпроекты, вселить в людей чувство оптимизма, сопричастности, гордости за державу, дать людям смысл существования (веру в "светлое будущее");
не может: создать принципиально новое (использует заготовки и опыт 1, 4 квадр), наладить конкурентоспособное в торговом отношении производство (здесь оно обычно экстенсивное – эффект достигается за счет резкого увеличения затрат сил и ресурсов), гибко реагировать с учетом ситуации на местах (сказывается сильная инерция и консервативность иерархической пирамиды, построенной на силовых, директивных методах).
Дельта-квадра имеет:
1) иррациональный идеализирующий блок (Габен – Гексли), который имеет возможность качественного улучшения жизни вокруг себя путем перехода с одного чувственно-ощущающего уровня на другой, а именно: создает максимально комфортные условия жизни (совершенствует окружающее пространство, социально раскрепощает людей, дает шанс для самореализации каждого конкретного человека (раскрытия всех его потенциальных возможностей, талантов). Стимулирует и помогает в процессе личностного роста.
2) рациональный совершенствующий блок (Штирлиц – Достоевский) создает общество изобилия, используя оточенные технологии, мастерство и постоянно качественно улучшает жизнь, добиваясь максимальной отдачи и эффективности. Создает новые высокие стандарты (моральные и технологические). Идеалы этого блока являются определяющими в формировании таких общечеловеческих ценностей как практичность (Штирлиц) и гуманность (Достоевский).
Дельта-квадра может: помочь личному росту каждого, создать локальный рай, открывать таланты, действовать экологично во всех областях природы и психики, дать обществу новую, адекватную времени мораль;
Не может: действовать силовыми (негуманными) методами, вести пропаганду, распространять свое влияние в глобальных масштабах, придумать новую философию (науку), переступить через приоритет личности, создать государство как аппарат подавления свободы.
Значение места (положения) для аристократов.
Как в Бета-, так и в Дельта-квадре человеку указывают его место.
Для Бета-квадры весьма характера борьба за место в системе и вытеснение из неё всех "лишних" и нежизнеспособных.
Существует аксиома в этологии, психологии и, соответственно, в соционике: количество престижных мест в социальной пирамиде всегда ограничено и стремится к минимуму. В нижний слой, в кандидаты на выбывание - пожалуйста! Но и там (даже на самом дне) образуется своя иерархия, где человеку обязательно укажут на его место (и закрепляют его за ним, судя по тому, соглашается он с этим или нет).
В Дельта-квадре действует тот же принцип, но он более динамичен (динамическая (+Ч.Л.), а не статическая (как в Бета-квадре +Б.Л.) логика в ценностях). Там человека могут и из бомжей в кумиры произвести (если он оригинальный, интересный или у него какой-то талант открылся), и он продержится наверху ровно столько, сколько будет интересен или полезен людям. Вот и приходится вчерашним "отшельникам" переучиваться в "чудотворцы" и "целители", чтобы подольше оставаться в центре внимания. Благо есть такой перспективный аспект, как интуиция потенциальных возможностей, которая всегда может дать несостоявшемуся кумиру ещё один шанс ("сегодня у него не получилось зарядить воду, надо подождать, может, завтра получится").
Ключевое понятие для аристократов – место. Место есть везде, например, место за обеденным столом. Место в кровати, место в машине, место на работе... Для аристократа важно знать, это – моё место. Режим сравнения отсутствует. Место есть даже для ложек и вилок, сахар должен лежать в сахарнице, соль в солонке, а как иначе? Аристократ занимает свое место, и при этом он не ориентируется на других. В любой группе аристократов каждый занимает свое место и выполняет свою работу. Аристократы имеют понятия о команде, о группе, о семье, где каждый находится на определенном месте. Место фундаментально определяет их положение в системе.
В Бете ценится причастность к чему-то большему. К коллективу, команде и т.д. Эти люди хотят занимать свое место в системе. Если они занимают свое место, то им нет никакого дела до того, что о них подумают другие. Сравнивает она не человека, а место, которое он занимает.
В Бете принято спрашивать: «Кто ты такой?» Имеется в виду: «Какое место в системе ты занимаешь?» Начальник или подчиненный? К какой группе людей ты относишься? Важно ваше положение (В Дельта- квадре тоже ценится положение, но по другой причине: так уж вышло, что самое высокое положение занимают – ключевое слово – лучшие." (в смысле достойные уважения и любви общества по факту принесённой пользы). Разница между этими квадрами в том, что первые стремятся к положению для того, чтобы получить возможность, право, а вторые уже считают себя право имеющими).
Дельта - аристократы открытого типа. Считают себя в какой-то мере элитой общества. Не хотят сравнивать свою группу ни с какой другой. Считают, что нет и не может быть никакого сравнения. Потому что они элитарны. Они не хотят ни равнять, ни сравнивать, они просто хотят признания. Чтобы окружающие люди наконец поняли, насколько они важный и значимый элемент системы. А для этого они готовы открыть двери своего дома каждому, кому они могут быть полезны, тем самым повышая свою значимость в собственных глазах, увеличивая чувство собственной важности. Личным высокомерием и упёртым самомнением они компенсируют недостаток (или отсутствие) объективного, общественного признания (ОБЪЕКТИВИСТЫ). Таким образом, аристократы Дельта-квадры стремятся удивить толпу, для них - кто удивил, тот и знаменитость, того могут пригласить даже в избранный круг, что является для дельты ценностью.
Дельтийский аристократ-объективист замотивирован принесением объективной пользы обществу. Поэтому старается посвятить себя служению и управлению, воплотить в своей жизни общественные ценности.
Ценность дельтийского аристократизма - не в субъективных привилегиях. Дельтийский аристократ прекрасно понимает, что любые социальные организации и слои, построенные только на чувстве превосходства и присвоенном праве властвовать, обречены на провал, как показывает история.
Аристократия в речи
Что бы научиться отличать демократов от аристократов, нам важно помнить, что для аристократов их положение, их принадлежность к «своему кругу» гораздо важнее, чем субъективные мнения окружающих и их оценки.
Калибровка в речи: рассказ имеет вид констатации фактов. Оценки имеют безотносительный вид: ты хороший, ты плохой, а не ты лучше, ты хуже. Что-то типа приговоров и вердиктов. Конечно, они подлежат обжалованию и пересмотру, но суть фиксации факта бытия от этого не меняется. Да, можно зафиксировать человека ли, явление ли в любом месте, но всегда без режима сравнения. Попытки померяться при желании делать так же, как близкие представители 1-ой и 3-ей квадр, выглядят весьма неуклюже и неестественно.
Окружающим: хвалить смысла нет, ибо похвала ничего не добавляет к данному месту (и человеку). Важно высказывать свое отношение, желательно хорошее, но сойдет и любое, лишь бы оно было определенным. Или, говоря языком соционики, тем самым Вы определяете место человека в своей структуре мироздания.
Как метафора: они знают себе цену и придерживаются ее, даже если она не соответствует реальной. Торговаться бесполезно.
Список использованной литературы:
1. Аушра Аугустинавичюте. Социон. Издательство: Черная белка.
2. Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России
3. А.Л.Костин. Русская аристократия
4. Гаспаров М. Русская интеллигенция и западный интеллектуализм
5. Галина Павлова: Формирование муниципальных управленческих коллективов.
6. Андрей Дмитриев. Ролевое описание квадр.
Впервые о системе оценки упомянула Аугустинавичюте в работе «Теории признаков Рейнина»:
читать дальше
«В константных оценочных полутактах есть определенное постоянство. По ним человек старается получить высокую оценку за собственные качества или собственную активность. Именно по ним он оценивает и других. Например, БЭ. Их неизменно интересуют;Альфа I оценивает других по их ЧИ, БС, ДЛ, способности и физические потенциальные силы других людей, связывающие их чувства симпатии, самочувствия людей в данном пространстве и их работа. По ментальному кольцу разбираются лучше и потому оценивают других, по витальному кольцу сами ожидают оценки. Но всегда стараются во всем этом разобраться и иметь собственное мнение. Если не для других, то хотя бы для себя. Все это — нечто постоянное, константа — и и ЧЭ у них;в себе, и в людях, и в окружении. А вот п/т БИ, ЧС, БЛ ситуативные, определяемые лишь ситуацией. С их точки зрения человека нельзя оценивать ни по проявляемой им воле или по внешности, ни по эмоциям и переживаниям или громкости голоса, ни по занимаемому в системе месту, ни по времяпрепровождению. Все ситуативные п/т как бы резиноподобные. За то же время эти люди могут успеть и очень много и очень мало. То они элегантны, то нет. То демонстрируют пример того, как брать в руки себя и других, то становятся примером послушности и уступчивости или несобранности. То у них много знакомых, то — никого. То говорят громко, то — нет. Оценочные полутакты — что-то наподобие образа жизни или даже образа повседневной жизни диады. Того, что, например, ни в коем случае не ожидает благодарностей, а лишь оценочного признания. Благодарности нужны за проявление внимания и благожелательности ситуативных п/т, потому что требуют поощрения. А образ жизни поощрения не требует».
Из работ Аугустинавичюте известно, что к вербальным блокам модели А относятся Эго и СуперИД, а к контактным - СуперЭго и ИД. В данном случае нас интересует вербальный блок. В первой и третьей - демократических квадрах - во всех блоках модели А логика связана с интуицией, а этика с сенсорикой. Во второй и четвертой квадрах этика связана с интуицией, а логика с сенсорикой. Из этого следует, что в демократических квадрах оценки носят конкретный характер (сенсорика + этика), а в демократических – абстрактный (интуиция + этика), при этом сравнения в демократических квадрах - величина переменная (интуиция + логика), а в аристократических постоянная (сенсорика + логика).
Т.е., оценки демократических этиков связаны со «здесь и сейчас» (временная рамка вытеснена), а у аристократических этиков оценки связаны с временной рамкой (пространственная рамка вытеснена), при этом сравнение у демократов носит относительный характер (за счет связки интуиции и логики), а у аристократов - абсолютный (сенсорика + логика).
Из этого следует, что аристократ живет в абсолютной системе координат, а демократ в относительной.
I. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕРМИНОВ
Безусловно, я не хочу придавать психологическим терминам историческую окраску. Я хочу лишь образно продемонстрировать на исторических фактах разницу в поведении аристократов и демократов.
Из словаря:
Аристократия (от греч. aristokratíа, буквально — власть лучших, знатнейших) – это 1) форма правления, при которой государственная власть находится у привилегированного знатного меньшинства, 2) знать, привилегированная часть какого-либо класса, пользующаяся особыми правами и преимуществами (например, лица из древних дворянских семей, состоящих в родстве с королевскими, герцогскими родами).
Демократия (греч. dеmokratía, буквально — народовластие, от dеmos — народ и krátos — власть), форма политической организации общества, основанная на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.
Свобода и несвобода
Главным в поведении аристократа была предопределенность его социального положения: он был рабом долга и чести, исключительные права возлагали на него высокие обязательства. Демократ был более свободен в выборе жизненных решений, мог сравнивать и выбирать желательное и нежелательное лично для него самого.
Аристократы – рабы чести, имевшей статус своего рода «божества». Аристократы делали только то, чего требовали соображения чести. Они не выбирали, что им делать. Они служили своему долгу. У аристократов были дуэли - соображения чести ставились даже выше ценности самой жизни. Для демократов честь не играла такой роли.
Аристократ с самого начала знал свое место. И место/честь/достоинство для аристократа были самыми важными. Примерно так говорила о себе сама аристократия: "Мы с рождения знаем, что должны делать, и делаем это. Зачем мучиться, если лучше заранее знать, куда идешь? Зачем выбирать, стоя на перепутье? Зачем беспокоиться о чем-то, что несущественно? Зачем брать в дом умирающее животное и заботиться о нем?"
Аристократу незачем было сравнивать себя с другими с точки зрения личностных качеств и возможностей. Сравнение уже было сделано изначально благодаря его общественному статусу. Он знал, кто он, что он собой представляет, и примерно понимал, как сложится его судьба.
Аристократ служил долгу своего рода. Он не мог выбирать между желательным и нежелательным. За аристократа делало выбор его общественное положение. Аристократ мог заключать брак только с тем человеком, чье положение соответствовало его положению. Аристократу запрещено было сравнивать себя с человеком не из своего круга и делать выбор в пользу человека не из своего круга.
Между тем демократия как форма народовластия в рамках удобной, специально созданной для этого государственной системы - республики создавала возможность свободного выбора.
Демократ имел право на свободу слова. На свободу выбора. Демократ не был связан границами своего положения.
Отношение к себе и окружающим
Об аристократах говорили как о напыщенных, надменных, высокомерных выходцах из знатных семей, которые заботились только о себе и свысока смотрели на окружающих.
Демократы большее внимание обращали на объективность в оценках, а аристократы – на свое положение. В частности, демократам не возбранялось в поисках эмпатии рассказывать посторонним людям о своих бедах. Они не осуждали людей, которые могли в негативном свете рассказывать о своей семье и группе с целью вызвать сочувствие и сострадание к их положению. С точки зрения аристократа, подобное поведение неприемлемо. Аристократы полагали, что от демонстрации слабых мест своей семьи и группы их личность смотрится не в самом выгодном свете.
Это не значит, что аристократы вообще никому не рассказывали о своих неприятностях. Естественно, при ограблении они обращались в полицию, а при вызове психиатра кому-либо из сумасшедших родственников рассказывали о семейных проблемах. Но они не делали этого ради эмпатии, ибо справедливость оценок посторонних людей их мало волновала.
Демократы считали, что право на уважение имеют все люди (все, независимо от сословных преимуществ, равны перед Богом (богами), а вежливость - суть проявление этого уважения.
Аристократы думали иначе. Они полагали, что уважение нужно заслужить, а тех, кто его не заслуживает, стоит презирать.
Внешность и поведение
Исторически многое складывалось традиционно: аристократы могли дать своим детям лучшее воспитание и образование, простолюдины - нет. При этом, в демократических государствах простолюдины при наличии денег получали не худшее образование, чем аристократы и сосуществовали с ними (членами старинных аристократических семей) бок о бок почти на равных. В раннем средневековье (в до университетские времен) по степени образованности можно было отличить простолюдина от аристократа. Да и то не везде: Анна Ярославовна в письмах к своему батюшке жаловалась на подавляющую неграмотность французских вельмож. Писари - простолюдины были образованней, чем господа.
Фактически же, и те, и другие требовали, чтобы во внешности не было вульгарности, но демократы были все же снисходительней. Так, демократия толерантна к неумению вести себя за столом - скажем, если кто-то отставляет локоть во время еды.
В аристократической среде подобное поведение встречалось с презрением: снисходительности не было. Соответственно, внимание специально уделялось тому, чтобы привить детям хорошие манеры. В частности, чтобы дети не отставляли локоть в сторону во время еды, их заставляли под мышкой держать книги. В 19-ом веке аристократки не использовали макияжа. Могли припудрить прыщик или ссадину – но так, чтобы это не было заметно. А декоративную косметику не использовали даже в том случае, когда она была к лицу – ибо лицо переставало быть «настоящим». Позиция аристократки: вы должны принимать мое лицо таким, какое оно есть, и я не буду приукрашивать его ради вашего удовольствия – вы этого не заслуживаете. Румяна и губная помада были привилегией купечества. А демократы относятся к косметике довольно снисходительно
II. ДВЕ СИСТЕМЫ КООРДИНАТ
Аристократия: абсолютная система координат
Аристократ, образно говоря, живет в абсолютной системе координат. Абсолютная система координат имеет фиксированную начальную точку, и от нее ведется отсчет положения всех точек, линий и фигур "по вертикали". Любой объект имеет здесь определенное место. При изменении и перемещении объекта его координаты меняются, но способ определения места остается тем же – относительно начальной точки.
Условно: есть я – и есть все остальные. И каждый человек в моей системе координат занимает определенное место, играет определенную роль, выполняет определенные функции.
Если он мой друг\враг\приятель, то он должен\обязан вести себя в соответствии со свой ролью. Если он не делает того, что должен делать человек, находящийся в такой роли, то это начинает раздражать. Хочется либо поставить его на место, либо вообще вычеркнуть его из списка.
Аристократ не обменивается мнениями, не сопоставляет, он определяет принадлежность к какому-либо классу или группе признаков и ставит на место.
Как это проявляется в жизни: я знаю свое место в этом мире, потому что это место всегда со мной. И я стою на этом месте. И попытки сдвинуть меня с него с помощью различных замеров со стороны вызывают искренне недоумение. И что это они такое делают? И других ставлю на их место автоматически. И как следствие – табель о рангах, субординация, сортировка окружения на своих и чужих, самоуважение и уважение к другим. Внутренний цензор – что можно произнести вслух, а о чем лучше промолчать. Точка опоры дает личности некий стержень, который проявляется в жизни как чувство собственного достоинства. И иногда расценивается окружающими как упрямство и жесткость позиции.
Демократия: относительная система координат
Демократ, образно говоря, живет в относительной системе координат.
В относительной системе координат нет одной фиксированной точки, от которой ведется отсчет. Положение любого объекта определяется относительно какого-нибудь другого объекта. Все находится в движении, хаотическом и непрерывном, напоминающем броуновское движение молекул.
ДЕМОКРАТИЯ - более динамичный признак - больше степеней личных свобод.
АРИСТОКРАТИЯ - более статичный. За счёт статичности этого признака образуются вертикальные связи в социальной системе, устойчивая власть, передающаяся по наследству.
И поэтому в каждый момент времени элементы такой системы меняют свое место. Все относительно чего-то. И посему как узнать координаты какой-либо точки в данный момент? Измерить.
Я не знаю, где я нахожусь сейчас, кто я для себя и других. А знать хочется, да и надо, иначе как взаимодействовать с миром? Определяю свое местоположение относительно окружающего меня пространства (пространство – метафора всего и всех, кто меня окружает). И так постоянно, в каждый момент времени, ибо движение непрерывно и хаотично.
III. СИСТЕМА КООРДИНАТ - ОТРАЖЕНИЕ В РЕЧИ
Аристократу по воспитанию запрещалось сравнивать, потому что за этими сравнениями просматривалась зависть. А зависть неприлична и недостойна аристократа. Зависть - удел плебеев.
Аристократ должен был четко знать, какой поступок можно считать благородным, а какой нет. Его поведение, его манеры, его образ жизни были строго предопределены и регламентированы его социальным положением.
В речи аристократа преобладали абсолютные, превосходные степени сравнений (в признак АРИСТОКРАТИЗМА это тоже перешло), а в речи демократов было сравнение само по себе (что также отражается в речи ДЕМОКРАТОВ).
Формы сравнительных степеней: превосходная (абсолютная), относительная
В жизни человека сравнение играет огромную роль. Оно является важнейшим приемом мышления. Всё познается в сравнении: не зная плохого, нельзя оценить хорошее; не узнаешь трудного без легкого, скорого – без медленного; белого – без черного.
Сравнивать можно всё: людей, животных, характеры, лица, предметы, дома, города явления природы и др. Предметы можно сравнивать по разным качествам: по вкусу, цвету, размеру, температуре, возрасту и т.д.
Превосходная степень сравнения
В речи аристократов преобладают превосходные степени: "мы самые лучшие, наилучшие, лучше всех".
Наилучший - это не лучше кого-то конкретно, это лучше вообще всех. Превосходная степень указывает, что какой-то признак проявляется в данном предмете в наибольшей степени по сравнению (или без сравнения) с тем же признаком в других однородных предметах.
Как правило, в речи аристократов вообще отсутствуют сравнительные степени, но зато имеются превосходные, которые направлены не на сравнения одного с другим, а на указания на превосходную (абсолютную) степень одного объекта или субъекта.
Значение предельной степени качества указывает на то, что признак присущ предмету в предельной, абсолютной, безотносительной степени.
Из учебника грамматики:
Простая превосходная степень образуется при помощи суффиксов -ейш и -айш (глупейший, чистейший, глубочайший, редчайший, ближайший).
Сложная превосходная степень образуется: из исходной формы прилагательного и слов «самый», «наиболее», «наименее» (самый добрый, наиболее выгодный); из простой сравнительной степени прилагательного и слов «всего» и «всех» (лучше всего, красивее всех).
Формы степеней сравнения могут образовываться только от качественных прилагательных, то есть таких, которые обозначают качество, а не материал или принадлежность (как деревянный, железный, военный, учебный и т.д.).
Превосходная степень употребляется в предложении как часть сказуемого (Гималаи – высочайшие горы в мире) и как определение (Мы летели над высочайшими горами в мире).
Ещё раз хочу подчеркнуть, что речь идет не столько о сравнении, сколько о констатации факта. Во фразе "Гималаи – высочайшие горы в мире" семантического сравнения нет! Это буквальная констатация факта. Фактически, самые высокие горы в мире – это Гималаи.
Очень важно, слыша в речи сравнительную форму прилагательных, отличать констатацию факта от сравнения. Безусловно, для того, чтобы констатировать факты, нужно знать эти факты. Если человек не знает, какие горы считаются самыми высокими, он не может вам сказать о том, что это Гималаи.
Поэтому если аристократ говорит: "У меня в деревне – самая высокая гора в мире!" – и мы задаем ему вопрос, почему он пришел к этому выводу, аристократ ответит: "Потому что ничего более высокого я нигде не видел!", т.е., он будет констатировать факт.
Аристократ не любит доказывать. Аристократ любит констатировать факты.
Аристократ не любит спорить. Аристократ любит отдавать приказы.
В речи аристократа преобладают завершенные формы. В речи аристократа практически отсутствуют сравнения.
Относительная степень сравнения
В речи демократов преобладает относительная степень сравнения.
Относительная степень сравнения выражает большую или меньшую степень качества в данном предмете по сравнению с другим предметом (моя собака красивее твоей собаки). Иногда сравнение идет относительно одного и того же предмета (возрастание или убывание) в различные периоды его развития, т.е. в настоящий момент, по сравнению с его прошлым состоянием (дуб вырос и стал выше, чем в прошлом году).
В речи демократа сравнительная степень выражается не только в грамматическом, но и в семантическом значении. Демократ мыслит категориями сравнения. Он сознательно сравнивает и сопоставляет. И делает он это очень часто. Восприятие мира не абсолютное, а относительное.
В речи демократа фраза "Мы лучше всех" меняется на относительную «Мы стремимся быть самыми лучшими».
Разница состоит в том, что, когда демократ говорит: "Мы стремимся быть самыми лучшими " - у словосочетания «самыми лучшими» имеется четкое наполнение. Это не просто вертикаль "лучше всех", это сравнение себя с лучшими (людьми, группами и т.д.).
Во всех сравнениях речь идет о том, что одно сравнивается с другим. Не ближайший, а ближе, чем. Не богатейший, а богаче, чем. Не высочайший, а выше, чем.
Но если мы прямо зададим демократу вопрос, сравнивает ли он, он ответит, что нет, и добавит, что не констатирует факты, а только высказывает свое, сугубо личное мнение.
И он допускает, что вы можете с ним быть не согласны. У Вас может быть совершенно другое мнение на этот счет. И изначально уже предполагается, что у Вас свое мнение, поэтому вам это и говорят. Это связано с тем, что в нашей культуре (и не только в нашей) не принято в открытой форме сравнивать и выставлять себя напоказ.
Конечно, и у демократов мы можем встретить превосходную степень. Разница будет в семантическом наполнении, т.е. когда аристократ, к примеру, говорит: "Россия - самая свободная страна в мире ", - то за этим не стоит никаких сравнительных характеристик.
Если мы зададим ему вопрос: "А на каком основании вы сделали такой вывод? Какие страны вы считаете свободными, и почему Россия, на ваш взгляд, самая свободная?", то аристократ ничего вразумительного не ответит. Для него то, что она самая свободная, закрепляется его сугубо личным мнением, которое ничем не обосновано. Представитель Бета-квадры говорит, что Россия - самая свободная, потому что он так считает! Он сам определяет стране место в системе. А представитель Дельта-квадры, говоря, что Россия - самая свободная, скорее всего, будет опираться на какие-то нормы: социальные, политические, идеологические. Ни у Беты, ни у Дельты сравнительного анализа (ни этического, ни логического) не будет.
Из учебника грамматики:
Простая сравнительная степень образуется в основном с помощью суффикса -ее (длинный – длиннее, умный – умнее, белый – белее, светлый – светлее) и с помощью суффикса -ше (тонкий – тоньше, большой – больше).
Эти формы могут сочетаться с приставкой по-, которая еще смягчает степень преобладания качества (люди побогаче).
Обычно простая сравнительная степень употребляется в предложении как часть сказуемого (Брат моложе и выше сестры), но может быть и определением (Он получил комнату больше моей).
Сложная сравнительная степень образуется при помощи слов «более», «менее» (Этот ученик менее способный, чем другой. Погода в мае более приятна для прогулки, чем в декабре).
Сравнительная степень может встретиться в речи аристократа, но ее значение будет отличаться от значения в речи демократа. Когда аристократ говорит «Маша более приятная собеседница, чем Ира», то он констатирует какой-то факт. И если мы зададим дополнительный вопрос: а чем она более приятна? То в ответе будет указания на себя как на начало координат: «Мне она понравилась больше!», а сравнительное значение может вообще отсутствовать.
Если та же фраза встретится в речи демократа, она может быть продолжена: «С Машей было более приятно общаться, чем с Ирой. Видно, что Маша в отличие от Иры, разбирается в обсуждаемом предмете».
При одинаковом грамматическом строении фразы демократа и аристократа будут иметь разное семантическое наполнение. Для того чтобы это выявить, нужно просто задавать дополнительные вопросы.
IV. ДЕМОКРАТИЯ АЛЬФЫ И ГАММЫ
Ценностные различия
Демократам свойственна постоянная оценка себя относительно других людей и ожидание этой оценки со стороны других людей. Желание посоревноваться в навыках и умениях перерастает в желание поспорить или помериться силами.
Разница состоит в том, что:
- в Альфа-квадре ценится ЧИ и БЛ, БС и ЧЭ.
- в Гамма-квадре ЧЛ и БИ, ЧС и БЭ.
Поэтому в Альфе ценятся новые возможности, а в Гамме умение видеть новые перспективы. Альфийцу важно знать, насколько это интересно, а Гаммийцу – насколько это уместно.
В Альфе приветствуется умение мыслить творчески, фантазировать, а в Гамме способность реализовать задуманное немедленно, и чрезвычайно важен конкретный результат работы. Альфа рассуждает, а Гамма действует.
В альфа-квадре ценится непохожесть на других. Альфиец хочет, чтобы другие отозвались о нем как об интересном, оригинальном и хорошем человеке. Он ждет этой оценки от окружающих.
Альфиец стремится к независимости. Поэтому хочет получить оценку того, что он хороший специалист в данной области. Альфа бежит от положений, обязанностей к свободе. Главное – быть независимым от других.
В Гамма-квадре несколько другие приоритеты. Они хотят быть выше, лучше, сильнее, богаче и т.д. Они хотят так же, как и Альфа, выделяться из толпы. Но если Альфа выделяется своим умом, то Гамма – своей деловитостью.
Гамма тоже всех оценивает. Но больше не по личностным качествам, а по положению в обществе, достигнутом собственным трудом, успехом, усилиями, собственной творческой реализацией (-ЧЛ в ценностях: человек был "никем", но своим трудом вышел в люди - достойно уважения!). Если для Альфы не имеет особого значения, какое положение занимает в обществе их собеседник, то для Гаммы – имеет, и весьма существенное. И в зависимости от того, с каким чином или званием общается Гамма, она и оценивает себя относительно места, занимаемого этим человеком.
В Альфе принято спрашивать «Какое у тебя образование?», подразумевая в вопросе не совсем корректный вопрос «А что ты знаешь?». В Альфе меряются интеллектуальными качествами.
У кого память лучше? Кто больше книжек прочитал? И тому подобное. Поскольку ценность структурной логики в Альфа-квадре никто не отменял, и она выступает "местным ревизором" доминирующей в квадре интуиции потенциальных возможностей. При всеобщем праве альфийцев на общедоступность и широкое распространение образования как жизненно важного знания альфийцы "игнорируют" наличие дипломов только в случае невозможности самим их получить (или дать образование детям), - действуют по принципу "НЕ очень-то хотелось" (играют в "лису и виноград"), потому что это, опять же, бьёт их по потенциалу: кто-то сумел получить (или дать детям) хорошее образование, а они не смогли.
В Гамме спрашивают "Чем занимаетесь?". Здесь важно знать, что и насколько хорошо человек делает. По умению, результату деятельности и оценивается. Наличие общественного признания (его успехов) или его отсутствие здесь не всегда считается критерием успешности. Поэтому всегда лучше самого человека расспросить, чем он занимается и каковы его успехи.
В гамме меряются личностными качествами. Поэтому вопрос: «Если ты такой умный, тогда почему такой бедный?» – характерен для Гамма-квадры.
Демократия в речи
Итак, для того, что бы научиться отличать аристократов от демократов, нам важно помнить о том, что демократы живут в режиме сравнения, сравнивают себя с окружающими, постоянно оценивают: лучше – хуже, больше – меньше, круче, моднее и так далее.
Калибровка в речи: в явном виде – любые сравнительные прилагательные. «Лучше или хуже, быстрее и выше, сильнее, слабее, умнее и стройнее…». Поиск отличий во всем. «Почувствуйте разницу» – сюда же. В неявном виде – рассказ о себе с обязательным вопросом (не всегда озвученным, но подразумеваемым): «а что у Вас?» Интонации при этом «измерительные», то есть оценочность присутствует в обязательном порядке. Поговорили, приценились и оценили, слегка определились.
Окружающим: желательно помнить, что все, что вы делаете и говорите, воспринимается как сравнение и оценка. Демократы жизненно нуждаются в них. Не оцените вы, они тут же оценят вас, причем не в вашу пользу. Причём, любое сравнение, сделанное в их присутствии, но не в их пользу, демократы воспринимают как личное оскорбление, как хамскую выходку и агрессивный выпад.
Как метафора: они знают себе цену, но с ней не согласны.
V. АРИСТОКРАТИЯ БЕТЫ И ДЕЛЬТЫ
Ценностные различия
У Беты СУБЪЕКТИВНЫЙ, т.е., зависящий от личного понимания своего места в системе АРИСТОКРАТИЗМ, а у Дельты - ОБЪЕКТИВНЫЙ (или ОБЪЕКТИВИСТСКИЙ), но, тем не менее, зависящий от личного представления об общественной значимости его рода деятельности (+ Ч.Л. в ценностях), от осознания приносимой им пользы обществу.
У Беты чинопочитание - уважение к тому, кто выше рангом, а у Дельты снобизм - уважение к тому, кто достойней (здесь два варианта: а) достойней проявляет себя в обществе - "умеет себя преподнести"; б) достойнее проявляет себя на поприще социально значимых дел). И в том, и в другом случае личное мнение играет не последнюю роль (особенно у деклатимов (этиков - интуитов)).
Разница состоит в том, что:
- в Бета-квадре ценится: БИ и БЛ, ЧС и ЧЭ.
- в Дельта-квадре ценится: ЧЛ и ЧИ, БС и БЭ.
Бета-квадра имеет:
1) иррациональный экспансивный блок, основная цель которого – концентрация сил, средств, власти и построение прочной самодостаточной, надёжной и жизнестойкой социальной системы, беспредельно стремящейся к расширению.. Это самоотверженный и ответственный путь (несмотря на многочисленные жертвы и, естественно, негуманность), это путь войны, и этим все сказано. Но, только рассматривая всех людей в качестве «винтиков», можно собрать и заставить работать механизм. Такой подход оправдан, ведь основная масса человечества – несовершенна (понимает только силу). Именно в таких условиях Жуков максимально реализует себя. Его дуал – Есенин является этическим компенсатором в жестких условиях развития империи и реально помогает преодолеть крутые повороты судьбы (помогает не сломаться) и дуалу, и многим другим – в этом его отнюдь не легкая миссия.
2) рациональный устанавливающий блок, выполняющий функцию стабилизации иерархии. При этом Максим создает логически обоснованные правила построения общества, а Гамлет подводит под них идеологическую платформу или воодушевляет идеями, тонко играя на эмоциональных струнах, сплачивающих людей в единое целое
(миссия Гамлета в иерархической системе - создание идеологической платформы, на которую опирается власть. Духовные сверхзадачи и цели - это уже (идеологические) особенности платформы). Жизнь под девизом «Все как один» и искренняя любовь к отцу-лидеру – вот идеалы, проповедуемые ими. Кроме того, Максим организует порядок в области материального производства и распределения ресурсов, а также занимается подготовкой (обучением) профессиональных кадров.
Бета-квадра может: захватить власть, создать империю, победить в войне, преодолеть разруху, осуществить глобальные суперпроекты, вселить в людей чувство оптимизма, сопричастности, гордости за державу, дать людям смысл существования (веру в "светлое будущее");
не может: создать принципиально новое (использует заготовки и опыт 1, 4 квадр), наладить конкурентоспособное в торговом отношении производство (здесь оно обычно экстенсивное – эффект достигается за счет резкого увеличения затрат сил и ресурсов), гибко реагировать с учетом ситуации на местах (сказывается сильная инерция и консервативность иерархической пирамиды, построенной на силовых, директивных методах).
Дельта-квадра имеет:
1) иррациональный идеализирующий блок (Габен – Гексли), который имеет возможность качественного улучшения жизни вокруг себя путем перехода с одного чувственно-ощущающего уровня на другой, а именно: создает максимально комфортные условия жизни (совершенствует окружающее пространство, социально раскрепощает людей, дает шанс для самореализации каждого конкретного человека (раскрытия всех его потенциальных возможностей, талантов). Стимулирует и помогает в процессе личностного роста.
2) рациональный совершенствующий блок (Штирлиц – Достоевский) создает общество изобилия, используя оточенные технологии, мастерство и постоянно качественно улучшает жизнь, добиваясь максимальной отдачи и эффективности. Создает новые высокие стандарты (моральные и технологические). Идеалы этого блока являются определяющими в формировании таких общечеловеческих ценностей как практичность (Штирлиц) и гуманность (Достоевский).
Дельта-квадра может: помочь личному росту каждого, создать локальный рай, открывать таланты, действовать экологично во всех областях природы и психики, дать обществу новую, адекватную времени мораль;
Не может: действовать силовыми (негуманными) методами, вести пропаганду, распространять свое влияние в глобальных масштабах, придумать новую философию (науку), переступить через приоритет личности, создать государство как аппарат подавления свободы.
Значение места (положения) для аристократов.
Как в Бета-, так и в Дельта-квадре человеку указывают его место.
Для Бета-квадры весьма характера борьба за место в системе и вытеснение из неё всех "лишних" и нежизнеспособных.
Существует аксиома в этологии, психологии и, соответственно, в соционике: количество престижных мест в социальной пирамиде всегда ограничено и стремится к минимуму. В нижний слой, в кандидаты на выбывание - пожалуйста! Но и там (даже на самом дне) образуется своя иерархия, где человеку обязательно укажут на его место (и закрепляют его за ним, судя по тому, соглашается он с этим или нет).
В Дельта-квадре действует тот же принцип, но он более динамичен (динамическая (+Ч.Л.), а не статическая (как в Бета-квадре +Б.Л.) логика в ценностях). Там человека могут и из бомжей в кумиры произвести (если он оригинальный, интересный или у него какой-то талант открылся), и он продержится наверху ровно столько, сколько будет интересен или полезен людям. Вот и приходится вчерашним "отшельникам" переучиваться в "чудотворцы" и "целители", чтобы подольше оставаться в центре внимания. Благо есть такой перспективный аспект, как интуиция потенциальных возможностей, которая всегда может дать несостоявшемуся кумиру ещё один шанс ("сегодня у него не получилось зарядить воду, надо подождать, может, завтра получится").
Ключевое понятие для аристократов – место. Место есть везде, например, место за обеденным столом. Место в кровати, место в машине, место на работе... Для аристократа важно знать, это – моё место. Режим сравнения отсутствует. Место есть даже для ложек и вилок, сахар должен лежать в сахарнице, соль в солонке, а как иначе? Аристократ занимает свое место, и при этом он не ориентируется на других. В любой группе аристократов каждый занимает свое место и выполняет свою работу. Аристократы имеют понятия о команде, о группе, о семье, где каждый находится на определенном месте. Место фундаментально определяет их положение в системе.
В Бете ценится причастность к чему-то большему. К коллективу, команде и т.д. Эти люди хотят занимать свое место в системе. Если они занимают свое место, то им нет никакого дела до того, что о них подумают другие. Сравнивает она не человека, а место, которое он занимает.
В Бете принято спрашивать: «Кто ты такой?» Имеется в виду: «Какое место в системе ты занимаешь?» Начальник или подчиненный? К какой группе людей ты относишься? Важно ваше положение (В Дельта- квадре тоже ценится положение, но по другой причине: так уж вышло, что самое высокое положение занимают – ключевое слово – лучшие." (в смысле достойные уважения и любви общества по факту принесённой пользы). Разница между этими квадрами в том, что первые стремятся к положению для того, чтобы получить возможность, право, а вторые уже считают себя право имеющими).
Дельта - аристократы открытого типа. Считают себя в какой-то мере элитой общества. Не хотят сравнивать свою группу ни с какой другой. Считают, что нет и не может быть никакого сравнения. Потому что они элитарны. Они не хотят ни равнять, ни сравнивать, они просто хотят признания. Чтобы окружающие люди наконец поняли, насколько они важный и значимый элемент системы. А для этого они готовы открыть двери своего дома каждому, кому они могут быть полезны, тем самым повышая свою значимость в собственных глазах, увеличивая чувство собственной важности. Личным высокомерием и упёртым самомнением они компенсируют недостаток (или отсутствие) объективного, общественного признания (ОБЪЕКТИВИСТЫ). Таким образом, аристократы Дельта-квадры стремятся удивить толпу, для них - кто удивил, тот и знаменитость, того могут пригласить даже в избранный круг, что является для дельты ценностью.
Дельтийский аристократ-объективист замотивирован принесением объективной пользы обществу. Поэтому старается посвятить себя служению и управлению, воплотить в своей жизни общественные ценности.
Ценность дельтийского аристократизма - не в субъективных привилегиях. Дельтийский аристократ прекрасно понимает, что любые социальные организации и слои, построенные только на чувстве превосходства и присвоенном праве властвовать, обречены на провал, как показывает история.
Аристократия в речи
Что бы научиться отличать демократов от аристократов, нам важно помнить, что для аристократов их положение, их принадлежность к «своему кругу» гораздо важнее, чем субъективные мнения окружающих и их оценки.
Калибровка в речи: рассказ имеет вид констатации фактов. Оценки имеют безотносительный вид: ты хороший, ты плохой, а не ты лучше, ты хуже. Что-то типа приговоров и вердиктов. Конечно, они подлежат обжалованию и пересмотру, но суть фиксации факта бытия от этого не меняется. Да, можно зафиксировать человека ли, явление ли в любом месте, но всегда без режима сравнения. Попытки померяться при желании делать так же, как близкие представители 1-ой и 3-ей квадр, выглядят весьма неуклюже и неестественно.
Окружающим: хвалить смысла нет, ибо похвала ничего не добавляет к данному месту (и человеку). Важно высказывать свое отношение, желательно хорошее, но сойдет и любое, лишь бы оно было определенным. Или, говоря языком соционики, тем самым Вы определяете место человека в своей структуре мироздания.
Как метафора: они знают себе цену и придерживаются ее, даже если она не соответствует реальной. Торговаться бесполезно.
Список использованной литературы:
1. Аушра Аугустинавичюте. Социон. Издательство: Черная белка.
2. Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России
3. А.Л.Костин. Русская аристократия
4. Гаспаров М. Русская интеллигенция и западный интеллектуализм
5. Галина Павлова: Формирование муниципальных управленческих коллективов.
6. Андрей Дмитриев. Ролевое описание квадр.
А что спрашивает Дельта?
Передача Что? Где? Когда?
Hahnenfeder
И вам спасибо
действительно, первая квадра очень ценит знания сама по себе, а гамма ценит умения, навык. не что абстракто знаешь, а что реально умеешь. И результат важен.
еще про сравнения очень хорошо подмечено.
спасибо еще раз
Собственно альфа и гамма.
Пожалуйста.
И результат важен.
Ну я не думаю, что найдется много людей, которые бы сказали, что им не важен результат. По факту их очень много, но они не станут в этом признаваться.
Поэтому нужно уточнять/сопоставлять и т.д.
Понимаете о чем я?
Человек Вам говорит - мне важен результат.
Вы у него спрашиваете - хорошо, расскажите, чем вы увлекались по жизни..
Он рассказывает.. А вы у него потом спрашиваете, каких результатов он добился? Если ничего не добился, то почему?
т.е. нужно задать не так много вопрос, что бы понять, к чему человек тяготеет, к результату или к процессу
Но я бы не стал делать акцент только на этом.
Человек - существо обучаемое. Если он упорно старается, то он обязательно достигнет какого-то результата.
А вот анализ речь на абсолютные/относительные формы сравнения - это уже куда более сложная вещь.
Конечно, если человек знает, то он может намеренно умышленно начать сравнивать или постарается не сравнивать вовсе.
В любом случаи, если спросить напрямую - "вы сравниваете?" то человек либо скажет - все сваривают, либо что он конечно не сравнивает.. сравнение - это дурной тон я не опускаюсь до такого..
Любопытно, но в ответе он будет либо сопоставлять что-то с чем-то.. либо говорить в абсолютных категория.
Фокус внимание должен быть на форме:
"все сваривают" - аристократия
" сравнение - это дурной тон я не опускаюсь до такого" - демократия
Trinisette
Мне раньше было интересно показывать людям их "истинное лицо" т.е. аргументированно объяснять, почему они заблуждаются в своем психотипе и почему у них он совершенно другой. Но позже мне это надоело. Скучно когда более 80% понятия не имеют, почему они себя относят к тому или иному психотипу.
Про гаммийскую нацеленность на результат и любовь к соревнованиям и оценкам особенно понравилось
в вашем примере, речь скорее идет о признаки объективизм/субъективизм. А конкретнее о БЛ и ЧЛ. Потому что, ЧЛ - важно уметь выполнять работу,
а БЛ важно знать, как можно выполнить работу(БЛ + демократия) или как выполняется работа (БЛ+ аристократия)
В любом случаи важно не содержание, а форма разговора, а так же предмет раз.
А диплом о высшем может быть нужен любому из 16 психотипов (это я как начальник кадровой службы говорю). Вопрос не в этом, а в том, зачем, для чего, почему(в зависимости от квадры) нужен этот диплом.
Альфе нужен диплом - потому что важно, что бы люди в фирме были образованными, умными
Бете нужен диплом - что бы всем было понятно, что в фирме у всех высшее образование (так положено!)
Гамме нужен диплом - что бы оценить, какой человек ВУЗ закончил.. одно дело МГУ, а уже совсем другое ПГУ.. В МГУ попасть куда сложнее, нужны либо связи либо мозги. Ну и потом, сразу можно уточнить, а кем родители работают? (оценивается статус)
Дельте нужен диплом - что бы понять, соответствует ли человек уровню компании или, что более вероятно, соответствует ли его образование позиции которая предлагается.